Как делать технический seo-аудит сайта
Содержание статьи
Для сайта можно делать много типов аудита — маркетинговый, поисковый, анализ юзабилити и так далее. Здесь мы рассмотрим, как делать технический seo-аудит сайта, он же внутренний аудит. Он нужен для того, чтобы избежать фатальных и не очень фатальных для поисковых систем ошибок. Таких например, как дубли страниц, которые чреваты мелкими пакостями вроде тех, что могут подменивать релевантную страницу по запросу (из-за чего могут скакать позиции) или засорять краулинговый бюджет.
Файл robots.txt
Сначала убедитесь, что сам сайт и его важнейшие страницы открыты для индексации в файле robots.txt, а сам он оформлен как надо. Все ошибки запишите. Подробнее про этот файл вы можете прочесть в этой статье.
Файл sitemap.xml
Далее вам нужно проверить сайтмап — есть ли он вообще, валиден ли он, обновляется ли и все ли нужные страницы включены в него. На эту тему у меня также есть подробная и полезная статья.
Основное зеркало сайта
Проверьте, указано ли основное зеркало сайта. Если у вас одновременно открывается сайт по адресу www.adamsandler.ru и adamsandler.ru, при этом с www-версии не перекидывает автоматически на версию без www, то у вас не выбрано основное зеркало, а это ошибка. Проверьте также http и https версии. Сейчас считается самым модным и молодежным делать основным зеркалом версию на https, без www.
Склейка домена
Часть технического SEO-аудита — проверить, не считается ли домен также зеркалом другого сайта. Проверить это можно либо в инструментах Вебмастера, либо по сервисам вроде этого.
Оптимизация кода
Обычно здесь бывают две ошибки — слишком большой код и много комментариев в нем.
Если у вас есть эти проблемы или какие-то другие неприятности с кодом — поставьте задачу по исправлению. Вообще, нужно пробежаться глазами по коду — может в нем есть пустые теги или много nbsp — такие мелочи тоже надо подмечать.
Чистка от исходящих ссылок
Иногда с сайта стоит очень много исходящих ссылок, которые даже не закрыты. Проверьте сайт на исходящие ссылки каким-нибудь из способов, описанных здесь, лучше даже составить полный их список Excel-файлов со столбцами донор-акцептор (с какой страницы стоит ссылка и какая именно). Эти ссылки нужно либо убрать, либо закрыть от индексации.
Есть ли стили заголовков h, списков
Иногда случается такое, что на сайте не выполнены буквально элементарные вещи. А именно — нет стилей для подзаголовков и списков. Вам нужно найти страницы с соответствующими тегами, и пометить, имеются ли эти стили. Если нет — надо их добавлять в обязательном порядке. Но они должны быть прописаны в css-файле, а не вот так:
Нужно дополнительно проверить, чтобы такого не было.
Код ответа 404
Далее смотрим, отдает ли несуществующая страница код ответа сервера 404. Вводим рандомный url вроде adamsandler.ru/fddfdffrrrr и смотрим, какой код ответа она отдает. Если не 404 — надо исправлять.
Битые ссылки
Есть такие сайты, где очень много во-первых битых (нерабочих) ссылок на свои же страницы, а кроме того, еще и на другие ресурсы ссылки не работают. Можете также посмотреть мою статью про битые ссылки.
200 ОК
Все страницы, найденные по мере обхода сайта краулером вроде XENU, должны отдавать код ответа 200 ОК. Если на сайте много 301 перенаправлений или других неправильных кодов ответа, надо составлять список таких страниц и предоставлять рекомендации по исправлению ошибок.
Проверка скорости загрузки сайта
Нам также нужно проверить скорость загрузки страниц сайта. Берем для теста главную и пару продвигаемых страниц. Лучше всего будет сравнить эти показатели с 3-4 ведущими конкурентами. Проверить можно по Checktrust, Pingdom Tools или Google PageSpeed Insights (а лучше все вместе). Если наши страницы грузятся дольше — надо исправлять.
Проверяем на разных разрешениях
Смотрим, как сайт выглядит на разных разрешениях, есть ли мобильная версия. Нам нужно, чтобы на всех устройствах он отображался корректно. Также не лишним будет проверить, весь ли дополнительный функционал сайта работает в разных его версиях.
Корректность отображения сайта в различных браузерах
Следующая важная часть технического seo-аудита сайта — это посмотреть, как он отображается в разных браузерах. Это, прежде всего, Internet Explorer, Mozilla Firefox, Opera, Google Chrome, Safari и Яндекс.Браузер. Вполне возможно, в каких-то браузерах всплывут ошибки, и тогда их надо исправлять.
Дубли страниц
Далее мы приступаем к поиску дублей страниц. В ходе этого может, например, обнаружиться, что на сайте есть одинаковые страницы, отличающиеся только наличием слеша на конце URL. Более подробно борьба с дублями отражена в этой моей статье. Поиск также можно производить с помощью поисковой системы: запросом [«кусок текста в 5-7 слов» site:domain.ru].
Оптимизация под ключи
Проверяем, оптимизированы ли под ключи теги Title, h1, Description, настроены ли ЧПУ. Обычно если seo-теги короткие или вообще отсутствуют, а ЧПУ не настроены, то это сигнал, что к сайту сеошник вообще не прикасался. Необходимо составить списки (лучше отдельными файлами), где эти теги отсутствуют, либо являются слишком короткими/слишком длинными.
Длина URL
Адреса продвигаемых страниц, например, не должны быть длиннее, чем 75 символов (без учета названия домена). Оптимально нужно предоставить список страниц, у которых эта длина больше.
Проверка контента
Во внутреннем сео аудите мы не проверяем тексты на бредовость (это нужно делать в рамках продвижения) и не проверяем читабельность, шрифты, дизайн и так далее (это нужно делать в рамках аудита юзабилити). Нам нужно просто посмотреть, нет ли каких-то аномалий типа переоптимизации и слишком частого использования тега strong.
HTTPS
Проверяем, есть ли у сайта https-версия. Сейчас это один из факторов ранжирования, особенно для коммерческих сайтов, поэтому рекомендован переезд на этот протокол.
Циклические ссылки
Вероятно не самый важный пункт аудита, но для полноты не помешает. Циклические ссылки — это когда со страницы идет ссылка на саму себя. Мы можем просто открыть код нескольких страниц и выполнить по нему поиск, вбив в него их URL-адреса. Если циклические ссылки обнаружены, в аудит вносится мягкая рекомендация их убрать.
Уровень вложенности
Лучше, чтобы все страницы имели уровень вложенности не более, чем 5. Если у вас есть список приоритетных для продвижения страниц, то они должны иметь УВ=3.
Санкции к сайту
Смотрим прежде всего, не забанен ли сайт в Яндексе и Гугле. Проверяем также и его наличие в реестре запрещенных сайтов.
Прочее
Также сайт следует проверить вот на что:
- Микроразметка. Проверяем ее наличие и валидность.
- Фавикон. Он там обязательно должен быть, желательно привлекательный.
- Кэширование. В подавляющем большинстве случаев лучше, когда на сайте настроено кэширование.
- Включите голову. Не следуйте тупо моим рекомендациям и все. Пройдитесь по сайту и смотрите своими глазами — может там на страницах всплывают дурацкие блоки, может текст белым шрифтом на белом фоне написан.
Я лично большую часть из этих требований проверяю через Saitreport, он реально много параметров позволяет проверить. Некоторые он не сможет посмотреть автоматически, зато даст много другой информацию — кое-какую инфу о поведенческих факторах, базовые сведения об индексации сайта, неплохо выявляет все грамматические ошибки на сайте, за вас составляет файлы со списками дублей, проверяет сайт на баны и фильтры и так далее.
Вот, в общем-то, и все самые важные части аудита, которые вы должны затронуть, но если вам этого мало и вы хотите больше информации, советую посмотреть урок Гроховского по аудитам:
Вопросы, которые могут возникнуть
Вероятно, у некоторых из вас появится вопрос — а почему здесь нет анализа ссылочной массы? Так вот, анализ внешнего продвижения — это совсем другое. Если вы попросите своего сеошника выполнить его в рамках технического аудита, то максимум, что он сделает, так это просто выгрузит ссылки на ваш сайт. Ну иногда еще на пару конкурентов. И какой в этом толк? Это будет просто для галочки. Внешним продвижением нужно заниматься отдельно. И в рамках создания стратегии внешнего продвижения. Без этого смысла в выгрузке ссылок нет.
Почему здесь не написано, что нужно проверять, например, кликабельны ли фотографии или правильно ли расположены элементы на странице? Потому что это относится уже к аудиту юзабилити, а это уже совсем другое.
Почему почти не уделено внимания анализу индексации сайта? Анализ представления сайта в поиске — отдельный и довольно времязатратный процесс, поэтому он требует аудита индексации сайта.
А есть же всякие онлайн сервисы, куда просто ввел название сайта и он выдает аудит — так может лучше ими воспользоваться? Это все равно что иметь деньги на Мерседес, а ездить на ВАЗ 2106.
Спасибо за такую полезную статью!