Правила составления ЧПУ для SEO
Содержание статьи
С появлением возможности задавать страницам сайта, картинкам и видео, редактируемые URL-адреса, эту функцию стали активно использовать в SEO. Понятный и красивый адрес не только более удобен для пользователей, но и помогает повысить эффективность индексации. Это также и способ максимально быстро отличить сайт, над которым ведётся работа по оптимизации. Сайты с параметрами в урлах с гораздо большей долей вероятности не оптимизированы под поисковые системы, и все знают, что ЧПУ — это одна из базовых вещей в SEO.
Что означает аббревиатура ЧПУ?
Специалисты IT и SEO из России расшифровывают ЧПУ как «человеко-понятные УРЛы», в то время как аналогичная англоязычная аббревиатура SEF – это сокращение от Search Engine Friendly URLs.
Таким образом, под ЧПУ можно понимать понятные и эстетичные URL, отражающие содержание страницы или объекта, которому они принадлежат, состоящие из читаемых сочетаний символов вместо ничего не значащего набора букв и цифр. Такие адреса понятны и полезны для пользователей сайта, а также хорошо индексируются поисковыми ботами.
Как создавать ЧПУ
Они либо прописываются вручную в HTML (это для самописных сайтов), либо через специальный плагин для CMS. К каждой CMS свой плагин, для WordPress это например rus-to-lat. Хотя последняя версия плагина Clearfy Pro вобрала в себя его функции, поэтому я отказался от использования rus-to-lat и его аналогов. А вам, если у вас не WordPress, нужно найти такой же плагин для своей CMS, и он автоматически будет транслитерировать заголовок записи и формировать из него ЧПУ.
Требования к длине URL
Максимальная длина URL предусмотрена не всеми браузерами и серверами. Специалисты не рекомендуют делать адрес длиннее 2000 символов. Два косаря символов! Это получится совсем не читабельный и не пригодный для продвижения урл. Очень длинный URL сложно воспринимать, трудно запомнить и неудобно копировать. Поэтому лучше делать краткие, емкие адреса, лаконично отражающие суть статьи, страницы, раздела. Оптимальной можно считать длину в 60-85 символов без учета корневого домена. И не более трех слов (без учета домена и категории).
Сократить адрес можно, убрав из него все лишнее – промежуточные подкатегории, если их несколько, длинные наименования товаров. Заголовки статей необязательно воспроизводить дословно, можно оставить лишь отражающую суть фразу (целесообразно использовать в ней ключевое слово или словосочетание).
Другие общие рекомендации
Прописывать адреса лучше без пробелов, используя вместо них тире или нижнее подчеркивание (но в последнем случае пользователь тратит больше времени, набирая URL, а Google лучше воспринимает дефисы). Не стоит много слэшей в урл пихать; и лучше все-таки, чтобы структура, кластеры просматривались. Два слэша в урле, максимум три — это то, чего я сам стараюсь придерживаться. Но это всё надо продумывать на этапе создания структуру сайта; если же она уже есть, тут уж ничего не попишешь.
Также используйте микроразметку — так часть ваших урлов сможет отображаться на русском языке в выдаче и выгодно отличаться:
Какой язык использовать для ЧПУ?
URL можно прописывать латиницей, кириллицей, использовать перевод русских слов на английский или транслитерацию.
Во-первых, лучше писать транслитом, а не на английском. Проводились некоторые исследования в компании Пиксель Плюс, и их результатом стало то, что по РФ лучше всего ранжируются кириллические URL, то есть типа site.ru/игровые-приставки, затем транслитные типа site.ru/igrovye-pristavki, а уж затем английские вроде site.ru/game-consoles. Это для Яндекса. Для Google самые приоритетные — кириллические, а на втором месте — английские. Решено — ставим везде кириллические? И все равно думаю, что многие помнят, как неудобно копировать-вставлять кириллические урлы с Википедии, как они превращаются в абракадабру и так далее. Это может помешать получать естественные ссылки на сайт. Поэтому я лично предпочитаю транслит. На сайте http://translit.net/ можно быстро преобразовать русские слова в транслит. Вроде как Яндекс считал раньше w как ш и так далее (ну то есть по идее понимал, что dniwe — это днище), но сейчас я не берусь ничего утверждать.
Могу еще сказать, что не рекомендуется в одном ЧПУ пользоваться и латиницей, и кириллицей, так как это может быть неудобно для пользователя.
ЧПУ для изображений и видео на сайте
Для находящихся на сайте картинок и видео также целесообразно использовать понятные URL. В отличие от страниц, здесь лучше ориентироваться только на название, отображающее суть информации, представленной в файле. Такой адрес для контента упрощает процесс копирования, дает пользователю подсказку о содержании файла и его связи с тематикой сайта. Также если посетитель пересылает кому-либо ссылку на элемент, то, в случае, если она отображается только в виде текста в сообщении, по адресу получатель сможет легко найти ее в будущем.
Типичные ошибки при создании ЧПУ
При создании удобных и оптимизированных адресов часто допускаются следующие ошибки, снижающие эффективность этого инструмента:
- Не используются ключевые слова, что не позволяет увеличить эффективность индексации страницы;
- Прописываются пробелы и лишние служебные знаки, утяжеляющие URL и не несущие при этом никакой полезной информации;
- Вместо названия статьи прописывается только ее идентификатор (нужно использовать и то, и другое);
- Слишком сложный и тяжелый адрес – его неудобно воспринимать как посетителю, так и поисковому роботу, к тому же это отрицательно сказывается на степени оптимизации страницы.
Использование ЧПУ имеет массу преимуществ перед старыми неудобными URL, которые являются слишком тяжеловесными, непонятными и бесполезными в целях продвижения.