Что такое стартап
Содержание статьи
Стартапом сегодня модно называть любое начинание, потенциально имеющее шанс на быструю раскрутку и получение прибыли. Проблема точного определения понятия заключается в том, что специалисты в области экономики часто формулируют разные признаки проектов, которые можно называть стартапами, и единого мнения на этот счет пока нет. В одном можно быть уверенным – продвижение нового, молодого проекта – процесс трудный и долгосрочный, к которому следует подходить ответственно.
Какие проекты можно назвать стартапом?
В мировой деловой практике сложилось следующее понятие о стартапе: это новая бизнес-идея (необязательно за ней стоит молодая компания, утверждают многие специалисты). Это может быть совершенно новое направление деятельности для опытного игрока на рынке, которую нужно развить с целью получения прибыли. Стартапу приписывают следующие признаки, но исследователи подчеркивают, что наличие каждого из них не является строгим для причисления проекта к стартапу:
- Часто в основе проекта лежат частные инвестиции, при этом инвестор готов рисковать своими средствами, вкладывая их в проект с пока не гарантированным будущим, на развитие которого потребуется много времени (так называемые венчурные инвестиции);
- Проект создается командой заинтересованных в нем лиц, разбирающихся в его сути и часто самостоятельно работающих над созданием продвигаемого продукта и хотя бы определенное время, пока проект развивается, они остаются его собственниками (этот признак также некоторые формулируют как вдохновленность команды общей идеей);
- Определенная новизна идеи, продукта часто присутствует в проекте;
- Компания развивается поэтапно, на каждом последующем уровне привлекая большее количество инвестиций, увеличивая свой потенциал, развивая свой продукт, расширяя клиентскую базу.
Иногда стартапы связывают только с миром технологий и научных исследований, результат которых может принести прибыль, но в основном сегодня сложилась практика использования этого понятия практически для любых новых бизнес-проектов.
Кто создает стартапы?
Заниматься стартапом в том смысле, в котором это явление понимается сегодня большинством, может любой увлеченный своей идеей человек. Это может быть компания или команда людей, если они действительно разбираются в том, что делают, и понимают, в чем польза продвигаемого ими продукта для других людей. Также требуется определенная смелость и понимание механизмов рынка, чтобы убедить инвесторов на определенном этапе вложить деньги в свой проект и затем правильно этими инвестициями распорядиться. Были случаи, когда на начальном этапе проект раскручивался одним-двумя людьми и лишь затем привлекал внимание спонсоров, широкой аудитории.
Виды стартапов
Хотя чаще всего от стартапа ждут определенной новизны, необязательно это будет что-то новое. Можно предложить неожиданный взгляд или подход к уже привычным вещам. По степени оригинальности идеи можно различать следующие виды стартапов:
- Абсолютно новые, оригинальные идеи и продукты – такой вид проекта связан с большими рисками, так как его успех трудно спрогнозировать;
- Улучшенные и имеющие успех копии уже существующих продуктов и услуг – ориентируясь на другую аудиторию или реализуя существенные изменения чужой идеи, можно запустить довольно успешное дело (например, такой копией можно считать социальную сеть «Вконтакте» по отношению к Фейсбуку;
- Захватчики – проекты, продвигающие привычные продукты, пытаясь при этом захватить нишу в рынке, выдавив конкурентов.
Также стартапы можно различать по продуктам и сферам, к которым относятся продвигаемые идеи (наука, технологии, искусство, сфера услуг).
Способы продвижения стартапа
Чтобы раскрутить новую идею, нужно потратить много времени и сил. На начальном этапе продвижение не всегда связано с большими затратами. Стартаперу важно сформулировать идею, представить себе ее целевую аудиторию, подумать, как донести до инвесторов и клиентов мысль о пользе производимого продукта, услуги, технологии.
На этом этапе можно использовать следующие SEO-стратегии, помимо обычных (оптимизация ресурса, при помощи которого продвигается продукт, размещение внутренних и внешних ссылок, работа с соцсетями, форумами):
- Можно попробовать привлечь к себе внимание крупных игроков и авторитетных действующих лиц в выбранной сфере – появляться на тематических форумах, в комментариях к статьям, размещенным на их ресурсах, предлагая при этом полезные идеи, делясь своими идеями и предложениями. Позиционируя себя как специалиста в своей сфере, стартапер зарабатывает уважение старших товарищей, привлекает к себе внимание пользователей.
- Продвигать себя нужно поначалу в незанятых нишах, зарабатывая трафик и постоянных посетителей/клиентов – продвижение можно начинать с непопулярных и уникальных запросов, прорабатывая их тщательно и добиваясь лидирующих позиций в выдаче сначала по ним.
- Клиентов можно привлекать к продвижению через реферальные бонусы – когда от клиента приходит еще один потенциальный покупатель, читатель, пользователь, то тот, кто его привел, получает определенный бонус.
- Над расширением сети контактов на ранних этапах SEO-продвижения нужно работать постоянно, заводить полезные знакомства, с возможностью будущей совместной взаимовыгодной деятельности, даже простого обмена ссылками.
https://www.youtube.com/watch?v=J2-QJu8LYdU
Все эти стратегии начинают работать не сразу. Они постепенно приносят свои плоды в виде увеличения трафика, постепенного роста клиентской и партнерской баз.
Как привлечь внимание инвесторов?
Часто инвесторы обращают внимание на проект, когда видят его быстрый и стабильный рост хотя бы среди ограниченной аудитории или, наоборот, резкое расширение аудитории в долгосрочном периоде. Продвижение стартапа в инвестиционном плане предполагает, что на каждом следующем уровне привлекаются новые инвестиции для еще большего расширения проекта и поля деятельности. Привлечь инвесторов можно несколькими способами (но список неограниченный, всегда могут появиться довольно неожиданные и оригинальные возможности, которые важно успеть заметить и не упустить):
- Участие в проектах по сбору средств на новые идеи на специальных платформах;
- Полезные знакомства среди людей, занимающихся инвестициями, участие в тематических мероприятиях по инвестициям, конкурсах, форумах, встречах, благотворительных акциях;
- Четкое представление целей, возможностей развития, способов получения прибыли и проблем, которые можно решить при помощи продвигаемого продукта, услуги или технологии;
- Грамотный бизнес план и презентация проекта.
Уверенность в успехе и умение убедить в нем других людей – качества, которые отличают большинство успешных стартаперов.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: