ТЗ для копирайтера по бразильской системе

Составляя эффективное ТЗ на копирайтинг, мы должны помнить прежде всего о следующих заповедях (все они будут по прочтении статьи понятны):

  1. В тексте должно быть максимальное количество тематических слов; сюда же включаем и синонимы. В идеале редкие и тематические слова должны встречаться в тексте рядом с ключевыми.
  2. Самыми частотными в тексте должны быть слова из продвигаемых фраз.
  3. Не должно быть переизбытка n-грамм (словосочетаний), в идеале не более 3 на 3000 символов.
  4. Не должен быть превышен порог спамности ключевых слов.
  5. Одинаковые слова должны быть равномерно распределены по тексту.
  6. Ну и конечно текст должен быть читаемым и естественным. Плюс отвечать на запрос и всё такое остальное.

Предлагаю сразу посмотреть на пример ТЗ, которое я считаю эффективным. Прочтите, подумайте. Если что-то непонятно, догоним в процессе. Итак, поехали!

Начинаем оформление

В самом верху ТЗ пишем заголовок «Задание на текст…» и название текста, куда вставляем уже составленный Title, чтобы копирайтер смог раскрыть темы из заголовка в тексте (не секрет, что поисковики смотрят на соответствие Title и текста; неясно правда, насколько они тут продвинулись, но надо стараться быть на высоте во всём). Туда сразу же вписываем и уже подготовленный h1, к составлению которого есть свои правила. Но об этом в другом материале.

tz

Начинаем ТЗ с указания ссылки на редакционную политику, которую составили заблаговременно, и пишем, чтобы копирайтер с ней ознакомился.
Далее идёт указание объёма. Он высчитывается по формуле:

число символов = (кол-во вхождений ключевого слова с максимальным количеством вхождений+2/0,02)*6,5

0,02 – тошнота, 6,5 – средняя длина слова, +2 – еще пара ключевых слов, чтобы дать некоторую свободу копирайтеру. Объём сразу не заполняем, мы его высчитаем в самом конце. Ориентируемся на то, что текст не должен быть длиннее, чем 6000 символов. Указываем в объёме некий простор для копирайтера (от стольки-то символов и до стольки-то), чтобы наши расчёты не сбились. Все равно, когда мы получим текст, придется чистить его от воды.

Объем: от 3200 до 3600 символов без пробелов.

editorial-policy

Сбор тематических слов

Приступаем к наиболее сложной части составления эффективного ТЗ – сбору тематических слов. Допустим, у нас на страницу продвигаются запросы:

Развернуть список запросов

Далее мы будем их называть изначальными запросами. Заносим их в Excel файл.

excel1

Потом закидываем в программу Букварикс, в окно «Мой список слов для поиска». А в окно «Мой список слов-исключений» кидаем стоп-слова из этого файла (ctrl+A, ctrl+C, ctrl+V) и жмём «Найти». Выгружаем запросы, которые он нам подобрал, удаляем запросы без точной (!фразовой) частоты.

1112
2333

Всё, что получилось, кидаем в тот же файл, что и изначальные запросы, только в другой столбец.

excel2

Затем мы закидываем изначальные запросы сюда, чтобы получить уникальные слова из запросов; для этого вставляем слова и жмём кнопку «построить частотный словарь в виде CSV», затем открываем файл через Excel. Этот сервис приведет слова к исходной форме и позволит избавиться от повторений слов. Потом то же самое делаем с запросами, которые мы получили через Букварикс, и тогда уже можно будет смотреть, какие слова отсутствуют у нас в запросах, но добавляются пользователями.

ТЗ для копирайтера по бразильской системе

Чтобы убрать Caps Lock, вводим в Excel функцию =СТРОЧН(А1).

Что же нам удалось собрать:

Развернуть

Довольно немало, как видим.

Затем закидываем изначальные запросы в синонимайзер http://seogenerator.ru/tools/synonym/ (или просто уникальные слова из запросов), чтобы получить синонимы – дополнительные тематические слова. По нашим запросам, например, так удалось получить слова «маркетинговый», «печатание» и «столица».

seogenerator

Собираем также подсветку и тематические слова к изначальным запросам. С этим справится сервис http://arsenkin.ru/tools/sp/. Так мы из подсветки получили ещё слово «баннерный».

arsenkin

9009

500-6

Смотрим, каких из этих слов у нас ещё нет. Получаем в дополнение к нашим:

Развернуть
В итоге получаем целую тучу тематических слов, у меня 57 получилось. Если слова вроде «круглосуточно» не отвечают нашей специфике – отсекаем, не будем же мы пользователя обманывать. Копируем всё это в лист Excel, где у нас есть уже другие тематические слова. Запросы есть, тематические слова есть – можно приступать к составлению ключевых фраз.

Составление ключевых фраз

Самую сложную часть прошли, следующая же часть – самая важная, это ключевые фразы. Каждое слово из продвигаемых (изначальных) запросов должно быть употреблено на странице не менее 3 раз. На каждую фразу (особенно высокочастотную) желательно должно быть одно точное вхождение. Но если запросов много, наличием точного вхождения можно пожертвовать.

Список ключевых фраз можно разбить на две части – фразы, которые обязательно должны быть использованы в точной форме, и фразы, которые могут быть использованы не в точном вхождении и даже не подряд, а в рамках одного пассажа или предложения (обычно это добивка, чтобы каждое слово было упомянуто не меньше 3 раз).

frazy

При составлении списка ключевых фраз сначала отсекаем точно дублирующиеся части – например, из трех фраз:

промокоды отто

промокоды отто 2014

промокоды отто 2014 скидка

Мы оставляем только последнюю. Затем приводим их к корректной форме с точки зрения русского языка:

промокоды Отто 2014 года на скидку

По ходу комбинируем. Например, из запросов:

бесплатные промокоды отто

промокоды отто 2014

Составляем одну ключевую фразу:

бесплатные промокоды Отто 2014

Желательно следим, чтобы продвигаемые слова из ключевой фразы стояли дальше друг от друга в получившейся фразе не более чем на 6 слов.

Затем считаем, сколько было упоминаний каждого слова в списке ключевых фраз, закинув их все в http://text.ru/seo (чуть дальше на примере всё это поясню). Добавляем (если не хватает до 3 вхождений каждого слова из продвигаемых запросов) или урезаем (если перебор каких-то слов) количество фраз, если получится – таким образом, чтобы не повредить точным вхождениям. Если запросов двигается очень много, отсекаем наименее частотные. Смотрим, куда можно впихнуть недостающие слова.

Часть трафика можно получить, если в ТЗ указывать свойства вещей из ключевых фраз – допустим, запрос «велотренажер» можно дополнить как «велотренажер для дома», «велотренажер для девушек» и так далее. Можно также добавлять топоним (например, «Москва») – важно для геозависимых запросов.

А как собственно нам поступить на примере наших уже имеющихся запросов? И зачем мы собирали тематические слова? Итак, отсекаем дублирующиеся части, приводим к корректной с точки зрения русского языка форме, жертвуем точным вхождением наименее частотных запросов и получаем:

  • заказать печать баннеров в Москве
  • широкоформатная печать баннеров в Москве
  • печать рекламных баннеров
  • печать растяжек и баннеров
  • печать рекламы на баннерах
  • печать баннеров с люверсами в типографии

textru
Закидываем в text.ru/seo, смотрим – самое частотное слово это «печать», встречается 6 раз, значит ограничение на его использование надо выставить 8 раз, значит текст получится от 2600 символов до примерно 3000. Можем писать эти цифры туда, где мы в самом начале писали требования к объёму текста.
Также следим, чтобы не было такого:

ngrammy

Это переспам n-граммами, словосочетаниями. Одинаковых сочетаний слов не должно быть в тексте больше 3-х.
А вот слова «реклама», «люверсы», «заказать» и так далее употреблены меньше 3 раз, значит их придётся добивать. Список фраз, которые нужно использовать в точном виде, у нас есть (их можно и даже нужно дополнить тематическими словами), теперь можно компоновать из слов, которые употреблены меньше 3 раз, а также из тематических слов фразы, которые можно использовать с любым окончанием и склонением. Добавляем фразы из слов, которые используются меньше 3 раз (используем также тематические слова, но пока без фанатизма, а для облегчения процесса составления фраз):

Развернуть вариант
Уже тематичнее, но пока не идеально. Добиваем тематическими словами фразы, какие тематические слова впихнуть не удалось — отдельно указываем:

Развернуть итоговый вариант
Вот теперь норм.

Заключительная часть ТЗ

Далее указываем ограничение на использование слов. Оно рассчитывается из формулы «количество вхождений самого частотного ключевого слова + 2».

ogranicheniye

Затем прописывается структура текста и наметки для копирайтера, про что следует писать:

Структура текста. Статью требуется разбить на логические блоки:

  • вводная часть, в каких случаях могут понадобиться рекламные баннеры;
  • кратко об основных видах наружной рекламы;
  • что необходимо знать при заказе печатной продукции;
  • предложить пользователю обратиться в компанию «Печать-мечать» для решения его проблемы.

Зачастую приходится это расписывать самому, чтобы получить не воду, а действительно полезный для пользователя текст. Но если не знаешь тему, структуру текста лучше не прописывать.

Лучше понять, что нужно пользователям, что они хотят видеть в тексте, можно следующим образом. Вводим какую-нибудь из фраз в поисковую строку, и добавляем оператор site и домен какого-нибудь из вопросных сервисов или форумов, например: [купить гипсокартон site:otvet.mail.ru] или [купить гипсокартон inurl:forum]. Вот список вопросников:

  • Otvet.mail.ru
  • Ask.yandex.ru
  • Vorum.ru
  • Znaikak.ru
  • Otvet.bigmir.net
  • Genon.ru
  • Otvet.i.ua

Краткая памятка

Это был прямо-таки расширенный курс в мельчайших деталях, чтобы можно было понять с нуля. Но в повседневной работе нужна небольшая памятка по пунктам, чтобы не путаться в процессе работы. Вот она:

  • Берём шаблон ТЗ
  • Вписываем заголовок, Title и h1 (они должны быть к этапу написания ТЗ уже готовы, их нужно просто вписать туда)
  • Собираем тематические слова: Букварикс, подсветка и тематические слова (через сервис Сани Арсёнкина), синонимы (через Seogenerator).
  • Составляем ключевые фразы
  • Задаём ограничение на использование слов
  • Высчитываем объём текста

Попутного вам LSI.

Дешево и все работает, без падений и геммороя. Я с него начинал
И я в том числе. Они номер 1 по надежности и по примочкам
Которые мне пишут тексты сотнями. Рефам даю подсказки в скайпе
Добавить в закладки
Голосовать ПРОТИВГолосовать ЗА +1
Загрузка...
Комментарии посетителей
Авторам лучших комментариев и дополнений к статье пишу на почту и иногда палю кое-какие темы
  1. 0
    +
    Роман

    Насколько информация из статьи актуальна на сегодняшний день? Ссылка не работает: http://tools.k50project.ru/lemma

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: